Признание неконституционной статьи УК о незаконном обогащении стало ударом не только по созданной за последние годы антикоррупционной инфраструктуре. Это решение Конституционного суда может оказаться одной из мощнейших политических диверсий против действующего президента. И поскольку эта диверсия осуществлена за месяц до выборов, она вполне может стоить Порошенко избрания на второй срок.
Эффектитвная антикоррупционная политика и создание в Украине работающей антикоррупционной инфраструктуры были не только одним из категорических требований Майдана, но и важными факторами сотрудничества Украины с европейскими партнерами и международными организациями. И даже при том, что Порошенко не был достаточно настойчив, последователен и убедителен в этой сфере («голуби сизокрылые» как летали, так и летают — ни один не сел, да и обещание «рубить руки» ворующим у армии тоже остается без судебных приговоров лишь фигурой речи), сделано в этой сфере при его президентстве было довольно много, начиная с принятия пакета антикоррупционных законов в 2014 году. Создание НАБУ, НАПК, САП, запуск реестра электронных деклараций, принятие закона о Cпециализированном антикоррупционном суде, открытие дел против крупных чиновников и депутатов — все это так или иначе предъявлялось Евросоюзу и международным финансовым организациям как аргументы в пользу того, что Украина как минимум небезнадежна в смысле борьбы с коррупцией, а потому вполне заслуживает политической и финансовой поддержки. И эта поддержка, которая выглядела достаточно уверенной и последорвательной, была тем жирным плюсом, который можно было ставить Петру Алексеевичу в безусловный зачет. До прошлой недели даже его критики признавали, что тему внешней политики Украины президент держит уверенно.
Однако решение Конституционного суда этот аргумент эффективно свело к нулю. Созданная в Украине антикоррупционная инфраструктура лишилась одного из краеугольных камней. НАПК заявляет, что у Агентства теперь нет юридических оснований для проверки деклараций. НАБУ заявляет, что Бюро вынуждено закрыть не только начатые расследования, но и уже переданные в суд дела. Юристы считают, что в области борьбы с коррупцией страна отброшена на четыре года назад. Большая семерка и Всемирный банк выпускают совместное заявление, в котором при всем желании не удается найти ни капли благодушия или одобрения — скорее, наоборот.
И все это, повторюсь, происходит за месяц до первого тура президентских выборов.
Как бы критически я ни относился к Порошенко, представить себе, что
катастрофическое для него решение КСУ пролоббировал или как-то ускорил
он сам, я не могу. Напротив — президент в последнее время пользовался
каждым случаем, чтобы подчеркнуть, что антикоррупционная реформа «на
ходу» и вскоре должна дать ощутимый результат. Учитывая то, что запрос
гражданского общества на такой результат только растет, это была
понятная и логичная позиция, крайне важная для Порошенко в контексте
близких выборов. Скандальное же решение КСУ эту его позицию напрочь
уничтожает. Оно могло бы стать результатом усилий самого Порошенко лишь в
том случае, если бы он вдруг сознательно переключился в режим полного и
откровенного торможения всех реформ, то есть, фактически в режим
«нового Януковича». Но если даже так — зачем это делать перед выборами?
В
то же время, совершенно невозможно представить, чтобы Банковая совсем
не интересовалась повесткой Конституционного суда и не мониторила
рассмотрение дел. Пусть даже не влиять на решения КСУ (закон этого не
допускает, если не принимать во внимание традиционное пренебрежение
«админресурса» этим неудобным для него обстоятельством), но хотя бы
оценивать варианты грядущих решений и их ближайшие последствия они
обязаны. Однако ситуация с решением КСУ по незаконному обогащению
выглядит так, будто это решение обрушилось на Администрацию президента
как гром с ясного неба — вместе со всеми его последствиями для
внутренней и внешней политики. Даже в составе КСУ были противники принятого решения, но тревогу все равно никто из них не забил.
Никто не ждал такого решения КСУ? Никто не предполагал, что оно возможно? Не знали и не учитывали предварительный расклад голосов судей? Судьи провели «тайную вечерю» в условиях полной и непробиваемой конспирации? Не смешите.
Помимо версии о запредельной (в этом случае действительно запредельной — во всех смыслах) некомпетентности команды АП, я вижу только одну возможность: ближайшее окружение Порошенко (или какая-то его крайне влиятельная часть) разуверилось в способности президента выиграть выборы и нашло экстренный способ обезопасить себя от ответственности на случай, если второго срока не будет и рассчитывать на Порошенко как на средство «прикрытия» будет нельзя.
То, что этот способ предполагал прямой и грубый «кидок» действующего президента и мощный удар по перспективам его второго срока, было для инициаторов и лоббистов решения КСУ уже неважно. Самого Порошенко в таком раскладе просто цинично слили.
Судя по выбранному для этого времени и способу, нанесенный президенту его окружением удар вполне может оказаться не последним. У Конституционного суда в повестке дня остаются много интересных запросов, «принципиальные» решения по которым могут электоральные перспективы Порошенко не просто обнулить, а свести в глубокие минуса. Например, КСУ вполне может принять решение о неконституционности закона о люстрации (с примерно той же аргументацией — «отступление от презумпции невиновности»), отменить запрет на деятельность коммунистической партии (закон же требует равного отношения ко всем политическим силам, включая откровенно пророссийские) и так далее. Кстати, логика предыдущего решения также требует признать неконституционными «спецконфискации» активов коррупционеров, что, в частности, приведет к необходимости возвращать Януковичу активы, спецконфискацию которых Юрий Луценко любит поминать как свой выдающийся успех. Действительно — если следовать букве Конституции, игнорируя заложенный в нее смысл, КСУ может отличненько заровнять все, что можно считать достижениями реформ. Для Украины это будет означать полный крах, но недаром же было сказано — «пусть погибнет мир, но восторжествует закон».
(Именно такой сценарий — развал институтов через «абсолютизацию» абстрактных принципов без привязки их к реальности — активно продвигает Россия в «гибридных» операциях. Именно в них всеобщее избирательное право становится платформой для приведения во власть откровенно деструктивной силы, а свобода слова — для откровенно лживой пропаганды. Интересно, читали ли судьи КСУ «доктрину Герасимова»?)
Вы думаете, что это невероятный сценарий? Подумайте еще раз. Конституционный суд уже подорвал, одним лишь своим решением по статье 368-2, всю антикоррупционную инфраструктуру. Не озадачившись последствиями. Не задавшись вопросом, во что ее создание уже обошлось стране и во что обойдется ее пересоздание на каких-то новых, пока даже не дискутировавшихся, принципах. Это не проблема КСУ и не его ответственность.
Зато это проблема и ответственность законодательной и исполнительной власти. В частности — проблема и ответственность президента, у которого как раз в разгаре предвыборная кампания.
У Петра Алексеевича в сложившейся пиковой ситуации практически не
остается привычных для него административных ходов — решение КСУ
окончательное и «перебить» его просто нечем. А если президента
действительно предало его ближайшее окружение, то и штатные политические
варианты для него закончились. Остались нештатные, но окажется ли
вросший в систему Порошенко на них способен?
Версия о
предательстве соратников предполагает, что Порошенко становится одной из
самых трагических фигур в истории Украины. Быть преданным ближайшими
друзьями, которых он пять лет неуклонно берег от всех грозивших им
невзгод и обвинений — это достойно пера Шекспира.
Поискать, что ли, цитаты из его «Юлия Цезаря»?..
Колонка опубликована на LIGA.net